Клюшина Евгения. Миллениум

Конкурс «Книга. Версия 2.000»

в рамках Межрегионального молодежного
фестиваля книги и чтения
«КлЮкВа: Книга. Юность. Вологодчина»

Автор: Клюшина Евгения (Ивановская область, г.Вичуга)

(текст приводится в авторской редакции)


Миллениум

Книжной трилогией «Миллениум» Стига Ларссона я заинтересовалась после выхода шведского фильма «Män som hatar kvinnor» («Мужчины, которые ненавидят женщин») на большой экран. Сама кинолента, надо отметить, добротный, действительно захватывающий своим сюжетом детектив с элементами семейной и личной драмами, любовной линии с предчувствием трагического финала, а также с политическим подтекстом. Но вернемся к разговору о серии книг.

Стоило лишь прочесть пару десятков страниц первой книги «Девушка с татуировкой дракона» (первая часть трилогии) и остановиться стало невозможным. Кстати, объем книг достаточно велик, но это не делает их скучными и нудными, хотя повествование и неспешно, но динамизм включается на очень короткие моменты повествования и это дает возможность читателю лучше проникнуться ситуацией, дает время подумать и не упустить задумки автора. «Миллениум»- это не очередная заурядная линия детективов, это удивительный шедевр, в котором сплетаются социология, триллер, психиатрия, политика и конфессия. Связям, крупным событиям уделено столько же, сколько и деталям.

Стиг Ларссон планировал написать аж 10 книг о главной героине «Миллениума» Лисбет Саландер, но в силу обстоятельств в свет вышли только три. Примечательно, что прообраз Лисбет существовал в реальности. Так, будучи юным, Ларссон стал свидетелем того, как на улице избивали молодую девушку. Он, вероятно, хотел бы ей помочь, но, испугавшись последствий, прошел мимо. И вот от осознания своей трусости и беспомощности он решил написать книгу.

Трилогия Ларссона дала мне много пищи для размышлений. В сюжет вплетено множество исторических фактов: и Вторая мировая война с фашистским прошлым Швеции, и «холодная» война с противостоянием Запада и Советского блока, шпионские грязные игры КГБ, феминистическое движение, экономические аферы, опасное хакерство Всемирной сети. А ведь политическое устройство Швеции такого, что все основывается на честности и правде. В этой стране нет как таковой коррупции, преступления совершаются редко, преступники (если есть) — заключены в тюрьмах.

Персонажи «Миллениума» (Микаэль Блумквист, журналист-частный сыщик и хакер-социопат Лисбет Саландер) эксцентричны и неоднозначны.

На героине Лисбет нужно остановиться подробней. Это девушка-мизантроп, обладающая фотографической памятью и острым аналитическим умом, она является очень продвинутым хакером, что ей помогает в работе. Трагичное детство, подонок и садист опекун эти факторы повлияли на мировоззрение девушки. Ее психика подверглась серьезным испытаниям, и это оставило свой заметный след, проявляющийся в сложных и недоверчивых отношениях главной героини с мужчинами и в ее нетрадиционной ориентации. Лисбет выглядит затравленным зверьком, готовым в любой момент укусить. Ларссон провел Лисбет по все кругам ада… зачем? Чтобы дать понять нам, что после всех кошмаров судьбы и несчастий можно еще остаться человеком и суметь научиться чувствовать жизнь… Книги Ларссона посвящены женщинам, трагичная судьба которых подарила им силы к преодолению любой жизненной преграды. Непростая судьба Саландер — это только первая сюжетная линия.

Трилогия интересна и картинами жизни и уклада Швеции. Впечатляет огромное влияние СМИ на жизнь общества. Вторым направлением, охватывающим книгу, является история журнала «Миллениум», который стал популярным благодаря расследованию загадочного убийства Харриет, одной из членов могущественной семьи — промышленников — Вангер.

Первая книга, «Девушка с татуировкой дракона» — это триллер. Здесь читатель непосредственно знакомится с ключевыми персонажами Лисбет, Микаэлем и его журналом. Обстоятельства, описывающиеся в книге, по сути, нужны лишь для полного раскрытия главных образов.

Некогда в доме влиятельных магнатов Вагнеров случилось ужасное : пропала дочь одного из братьев. Были большие подозрения, что к исчезновению и, скорее всего, убийству девушки причастен один из членов многочисленного семейства.

В ходе расследования Микаэлю Блумквисту представляется список из пяти женских имен и пятизначных чисел, написанный пропавшей Харриет Вангер.

Объединившись, Блумквист и Саландер, начинают распутывать долгую цепочку событий и сталкиваются со страшной правдой: некоторые члены семьи Вангер являлись не только убийцами, они насиловали своих жертв, и придавали их мукам, описанным в Библии.

Первым серийным убийцей в семье Вангер был Готфрид (отец Мартина и Харриет). Вплоть до своей смерти он насиловал и избивал женщин, и привлекал своего собственного сына Мартина к совершению убийств. Мартин же пошёл по стопам отца.

Вторая часть «Миллениума» «Девушка, которая играла с огнем» менее динамична, чем ее предшественница. Во второй книге речь идет о Лисбет Саландер и ее выживании в этом отвратительном мире. Стиг Ларссон рассказывает нам, с чего всё началось, почему Лисбет стала такой скрытной и грубой, повествует о том, что произошло с ней в детстве, ставшего венцом насилия и издевательств?

Ответы на все эти вопросы мы получаем глазами Микаэля Блумквиста, в ходе его нового собственного расследования, которое ему пришлось начать из-за того, что Лисбет обвинили в серии странных убийств.

И опять всё сначала — невообразимые картины жестокости…
Лисбет Саландер решил отомстить ее попечитель Бьюрман, которого девушка жестоко наказала за изнасилование. Лисбет обвинили в убийстве молодого журналиста Дага Свенссона (который писал цикл статей о рабстве) и его подруги. В своем расследовании Даг Свенссон наталкивается на, казалось бы, теневую второстепенную фигуру- некого Зала, который является отцом Лисбет.

«Девушка, которая взрывала воздушные замки» — заключительная часть трилогии, и она самая масштабная. Ларссон переходит от личной драмы маленькой девочки Лисбет Саландер на уровень государственной безопасности.

Детектив, который начинался как история трудной жизненной доли главной героини, расследование одной семьи, превращается в документалистику про секретные группировки.

Лисбет Саландер под арестом, изолированная от общества и неспособная повлиять на ход событий за стенами. За пределами больницы идёт усиленная работа. Советская группировка «Секция» пытается найти способ предотвратить собственный крах, обезопасить себя от бывшего союзника Залаченко (Зала) и заставить замолчать Лисбет.

Блумквист, помогающий Лисбет, затевает переговоры с полицией и службой государственной безопасности, а «Миллениум» готовит грандиозную публикацию. И лишь в конце, когда дело доходит до судебного процесса части мозаики, рассыпанные по трем книгам , сливаются в общую картину действительности. Финал получился триумфальный: уличение лечащего врача Лисбет в незаконном насильном заключении девушки в психиатрической больнице, доказательство факта изнасилования Лисбет ее опекуном, заслуженная смерть Залы, который и являлся началом всех бед Лисбет.

Так, третья часть поставила жирную точку в этой трилогии.

Эта трилогия, пожалуй, лучшее, что мне доводилось прочесть из современной литературы. Все три романа очень хороши. Есть книги, в которых запоминаются яркие персонажи, но «подкачивает» сюжет, есть книги, в которых хороши и персонажи и сюжет, но нет атмосферы. А «Миллениум» Стига Ларссон сочетает в себе все. Вся трилогия поражает своей простотой: в книге нет длинных лирических монологов, затянутых банальных диалогов о любви, но, тем не менее, она пронизана этим волшебным чувством. В ней нет занудных дедуктивных рассуждений главного героя, но, тем не менее, — это детектив. В ней не найти душераздирающих сцен встреч и расставаний, предательства и подлости, но тем не менее — она о дружбе и верности.


Список всех работ


Новости Вологды, а также новости Вологодской области