Конкурс библиотечных проектов
по обслуживанию юношества (молодежи)
«Молодость — творчество — библиотека»
Буктрейлер как средство повышения читательской активности школьников
Библиотека муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 5 имени Е.А. Поромонова», г. Череповец
Автор проекта: Маргарита Захарова
Цель: привлечение внимания школьников к чтению
Задачи:
1. Внедрение современных информационных технологий в деятельность школьной библиотеки;
2. Развитие у школьников способности к осмысленному чтению и анализу литературных произведений;
3. Раскрытие творческих возможностей подростков как читателей;
4. Содействие совместному творчеству детей и педагогов.
Дата разработки проекта: май 2014 года. Проект реализуется.
Краткая характеристика проекта
Проект представляет собой программу поэтапного внедрения использования в деятельности школьной библиотеки такого мультимедийного средства как буктрейлер в целях привлечения подрастающего поколения к чтению. Буктрейлер — это короткий видеоролик по мотивам книги. Основная его задача — рассказать о книге, заинтересовать, заинтриговать читателя. В данной разработке рассмотрены различные методы использования таких видеороликов в работе библиотеки. Разработка может быть применена в библиотеках всех видов и типов.
Инновационная, экономическая и социальная новизна,
актуальность проекта
Данный проект является инновационным для школьных библиотек. Затраты на его реализацию (покупка необходимого оборудования, программного обеспечения и т.д.) экономически оправданны и направлены на повышение уровня образования школьников, делая его современным.
Проект использования буктрейлеров в работе школьных библиотек весьма актуален в период введения новых Федеральных государственных образовательных стандартов и повсеместной информатизации библиотечной деятельности. Данное направление сейчас достаточно широко обсуждается и активно применяется. Кроме того, создание собственных видеоматериалов весьма интересно современным подросткам, у которых уже имеется определенный опыт работы в специальных программах.
Идея данной разработки заимствована у коллег-библиотекарей, в частности, в качестве образца использовалась работа Надежды Максимовой, библиографа читального зала Колыванской центральной библиотеки.
Этапы реализации проекта
1. Ознакомление учащихся и педагогов с понятием «буктрейлер» — май 2014 года;
2. Самостоятельное создание буктрейлеров и их распространение среди учащихся и педагогов — июнь-октябрь 2014 года;
3. Закупка необходимого оборудования (ноутбуков, микрофонов, наушников, мультимедиа-проектора, экрана, мебели, программного обеспечения и т.д.) — декабрь 2014 г.;
4. Проведение мастер-классов по созданию буктрейлеров для учащихся — январь 2015 г.;
5. Проведение конкурса буктрейлеров среди учеников 5-11 классов — февраль-апрель 2015 г.
6. Проведение анкетирования среди учащихся, подведение итогов, анализ полученных результатов.
Методы реализации:
— использование уже имеющихся в сети Интернет и создание собственных буктрейлеров для рекламы книжных новинок;
— создание собственных буктрейлеров для рекламы книжных выставок;
— создание собственных буктрейлеров для рекламы новинок периодики;
— самостоятельное создание буктрейлеров учащимися.
Финансово- и ресурсозатратность внедрения проекта
1. Компьютерные столы (10 шт.) — 24 200 руб.
2. Ноутбуки (10 шт.) — 95 500 руб.
3. Проектор — 10 000 руб.
4. Экран — 500 руб.
5. Наушники с микрофоном (10 шт.) — 2 220 руб.
6. Программа Movie Maker — 1 700 руб.
ИТОГО: 13 4120 руб.
Описание полученных / предполагаемых результатов
от реализации проекта
Предполагаемые результаты (социальные, культурные):
— повышение у подростков интереса к чтению вообще и к библиотеке в частности;
— поэтапная информатизация деятельности школьной библиотеки;
— приобретение учащимися способности к анализу литературных произведений;
— раскрытие творческих возможностей подростков как читателей;
— создание детьми и педагогами новых творческих информационно-образовательных ресурсов.
Значение реализации проекта в деятельности библиотеки
В современных условиях библиотека в ее традиционной форме теряет свою актуальность, соответственно, чтобы выжить в веке информационных технологий, ей нужно меняться. На сегодняшний день очевидно, что ИКТ ни только применимы в библиотечной деятельности, но и весьма полезны. Данный проект предлагает одно из направлений модернизации школьной библиотеки на пути к превращению ее в информационно-библиотечный центр. Вводимые новшества позволят привлечь интерес школьников к чтению вообще и к деятельности библиотеки в частности.
Перспективы дальнейшего развития проекта
Проект является долгосрочным. Одна из долгосрочных задач школьной библиотеки — преобразована в информационно-библиотечный центр в соответствии с новыми Федеральными государственными образовательными стандартами. Таким образом, внедрение в деятельность школьной библиотеки информационных технологий при помощи буктрейлеров безусловно соответствует поставленной задаче.
Эффективность проекта будет определяться
по следующим показателям:
— рост посещаемости учащимися школьной библиотеки (и других библиотек города), мероприятий проводимых библиотекой;
— стремление подростков узнать о книжных новинках, поделиться этой информацией путем просмотра буктрейлеров;
— самостоятельное создание учащимися буктрейлеров по прочитанным книгам, участие в конкурсах буктрейлеров.
Данный видеоролик предназначен для аудитории старше 12 лет и рассказывает о выставке книг, посвященных различным видам оружия (исторического и современного), которая проводилась в школьной библиотеке. Он представлен в качестве примера использования буктрейлеров в работе библиотеки.