Марина Мельниченко

Конкурс среди молодых библиотекарей
«Лидер. Создавая будущее»
 

Марина Мельниченко, главный библиотекарь
детского отдела МБУК «Харовская
ЦБС им. В. И. Белова»,  Вологодская область.

(текст представлен в авторской редакции)

 

Проект «Кукольный театр из чемодана»

 

Обоснование необходимости проекта:
Театр — это средство эмоционально — эстетического воспитания детей в дошкольных, образовательных учреждениях. Благодаря театру ребёнок познаёт мир и учится выражать своё собственное отношение к добру и злу. Участие в различных сценках, постановках помогает детям преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость, приобщиться к духовным ценностям, познакомиться с обрядами, традициями, сформировать опыт социальных навыков поведения. Таким образом, театр помогает ребёнку развиваться всесторонне.
А куклы могут всё или почти всё! Они творят чудеса: веселят, обучают, развивают творческие способности, корректируют их поведение.
Конечно, кукольный театр в библиотеке — это очень хлопотно, требует много работы, дополнительных усилий. Но все это окупается горящими глазами детей, которые с радостью бегут в библиотеку и с восторгом наблюдают за действиями спектакля, получая огромное удовольствие от встречи со сказочными кукольными героями. Нам очень хочется, чтобы кукольный театр при библиотеке продолжал работать и развиваться, а для этого надо прикупить ещё кукол, обновить ширму и пошить новые наряды имеющимся куклам. Поэтому для осуществления данной идеи использован метод проекта, так как он предполагает объединение усилий библиотекарей, педагогов и детей.
Цель проекта — формирование любви к чтению и книге через театральную деятельность.
Задачи проекта:
— привлечение маленьких читателей в библиотеку;
— максимальное раскрытие фондов и продвижение книги
— привитие любви детей к чтению
— развитие творческих способностей детей;
-создание театрального кружка «Волшебный мир» на базе действующего кукольного театра.
Место реализации: детские сады города
Дата реализации: Сентября 2017г. — Май 2018г.
Количество участников: 200 человек
Аннотация проекта:
В последнее время наблюдается спад активности детского чтения, компьютерные технологии все чаще заменяют ребенку книгу. Дети в первую очередь впитывают плохое и хорошее, не думая чем это может сказаться на формировании их личности. В первую очередь, семья, школа должны им в этом помочь. В доме есть телевизор и компьютер — подключившись к Интернету, можно общаться молча. В результате ребенку, трудно сформулировать и озвучить самую простую мысль.
Актуальность этого проекта заключается в деятельном подходе к воспитанию, образованию и развитию ребенка средствами кукольного театра. Театр кукол — одна из лучших моделей человечества. Персонажи кукольного театра способны жить целые столетия, а музейная кукла ведомая рукой опытного кукловода, в любой момент сможет ожить, разыграв перед нами ту самую комедию, которой еще несколько веков назад восхищались зрители. Кукольный театр универсален — его спектакли увлекают в равной степени и взрослых, и детей. Давая возможность ребенку немного повзрослеть, погружая его в мир эмоций и переживаний, переданных на доступном ему уровне, кукольный театр их сближает.
Создание кукольного театра в библиотеке будет способствовать сохранению устойчивого интереса к литературе, театру, совершенствовать навыки, воплощать в игре определенные переживания, побуждать к созданию новых образов. Эмоционально пережитый спектакль поможет детям определить отношение к происходящему, определить положительных и отрицательных героев.
Театр, не только раскрывает духовный и творческий потенциал ребенка, но и дает ему реальную возможность адаптироваться в социальной сфере. Он оказывает большое влияние на всесторонние развитие личности ребенка. Он играет огромную роль в нравственном и эстетическом воспитании дошкольников. Просмотры кукольного театра развивают у детей фантазию, память, мышление, знакомят с множеством детских сказок, способствуют развитию общительности, коммуникабельности. Очень важно детям дошкольного возраста показывать пример дружбы, праведности, отзывчивости, находчивости, храбрости, так как в этот период у них начинают формироваться вкусы, интересы, определенное отношение к окружающему.
Кукольный театр воздействует на зрителей целым комплексом средств: художественные образы — персонажи, оформление и музыка — все это вместе взято в силу образно — конкретного мышления дошкольника, помогает ребенку легче, ярче и правильнее понять содержание литературного произведения, влияет на развитие его художественного вкуса.
Кукольный театр в детской библиотеке выступает как игровая форма работы с книгой, объединяющая театр, куклу, книгу, и предполагает инсценирование художественных произведений для детей дошкольного и младшего школьного возраста.
С помощью театральных постановок мы создаем связь маленького зрителя с книгой и библиотекой. Кукольные инсценировки литературных произведений и сказок, занимательные библиотечные и библиографические постановки, театрализованные уроки помогут детям сделать первый шаг в многообразный мир литературы.
В роли артистов, режиссеров, сценаристов, декораторов выступают сами библиотекари. В дальнейшем в плане привлечь в роли актеров, активных читателей библиотеки.
Так же в планах создание театрального кружка «Волшебный мир» на базе действующего кукольного театра. Участие в постановках позволит детям раскрыть их способности, реализовать их творческий потенциал, развить коммуникативные навыки и еще привлечь читателей в библиотеку. Репертуар кукольного театра подбирается и будет подбираться таким образом, чтобы заставить зрителей сопереживать, волноваться, сочувствовать героям. Кукольные инсценировки литературных произведений и сказок уже имеют успех у дошкольного возраста. Сценарии для кукольных спектаклей мы берем в сети интернет, затем переделываем и подстраиваем под свою аудиторию. Сокращаем текст, когда его слишком много, заменяем сложные непонятные фразы, так сценарий преображается и подходит уже под нашу аудиторию. О том, что детям-зрителям спектакли очень нравится, вопросов не возникает, так как их опрос показал, что три четверти из них никогда не были в кукольном театре. У всех зрителей был один и тот же вопрос: «А когда будет следующий спектакль, и какая это будет сказка?». Не секрет, что детская аудитория — самая честная и беспристрастная, её нельзя обмануть и заставить слушать неинтересное. Куклы — разговорчивые, подвижные, будто живые — приводят детвору в восторг. Для многих из них — это первая встреча с Кукольным театром. Кукольный спектакль длиться не больше 20 минут, так же минут 10 мы посвящаем книге, чтобы для детей была видна тесная связь кукольного театра с детской книгой.
Партнеры проекта:
Управление культуры Харовского муниципального района, МБУК «Харовская ЦБС им. В. И. Белова», МБОУ «Харовская СОШ имени Героя Советского Союза В. Прокатова» и Детские сады города.
Рабочий план реализации проекта:
Проект рассчитан на учебный год — сентябрь 2017- май 2018гг.

Сроки

 

Последовательность деятельности
сентябрь Разработка плана мероприятий.

Распределение обязанностей

октябрь Сбор и изучение информации по теме проекта из различных источников
сентябрь — май Реализация программы  «Кукольный театр из чемодана»

Изготовление декораций и одежды для театральных персонажей.  

сентябрь Заключение предварительных устных договорённостей с администрацией школы и детскими садами по  организации проекта.
сентябрь — май  Посещение детских садов, организация и проведение  просмотров театральных постановок. Раз в месяц.

Ожидаемые результаты:
— освоение библиотекарем и детьми технологии работы по созданию кукол и работе с кукольным театром;
— появление новых спектаклей и воспитание у детей социальных навыков;
— создание условий, в которых дети смогут ощутить себя героями книг, быть актёрами, самостоятельно создавать представления, творить;
-формирование правильного отношения к собственным ошибкам, к победе, поражению;
-формирование умения соблюдать правила игры и дисциплину; правильно взаимодействовать с партнерами по команде (быть сдержанным, терпеливым, вежливым в процессе взаимодействия);
-подводить самостоятельный итог занятия; анализировать и систематизировать полученные умения и навыки;
— использование различных способов поиска информации, её сбора, творческого применения;
— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров; умением осознанно строить речевые высказывания в соответствии с творческой задачей;
— овладение умением анализировать речь, поступки и действия литературных персонажей и реальных людей с целью понимания их внутреннего мира и мотивов поведения;
— формирование умения слушать собеседника и строить с ним диалог, готовности принимать различные точки зрения и право собеседника иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать его, давать свою оценку событиям.
Перспективы развития проекта: Кукольный театр заиграет новыми красками, так как актерами будут уже не только библиотекари, а и дети. Планируется обновить ширму, добавить кукол и сделать новые постановки. Мы очень надеемся, что проект будет удачно реализован.

Сценарии.

«День матери»

«Завещано беречь нам этот мир»

 Отзывы.

Публикации в СМИ.

 

Новости Вологды, а также новости Вологодской области