Быков Роман Сергеевич

Краевой интеллектуальный кибертурнир «Поколение WWW»

 Быков Роман Сергеевич,
библиотекарь 2 категории отдела
Компьютерный читальный зал ГБУК КК
«Краснодарская краевая юношеская
библиотека им. И. Ф. Вараввы».

(текст представлен в авторской редакции)

Цели:
• поддержка интереса к литературе и чтению в юношеской и молодежной аудитории;
• укрепление роли библиотеки и книги как источника знаний в различных областях жизнедеятельности человека;
• популяризация инновационных технологий как инструмента для получения новых знаний и навыков.
Задачи:
• развитие творческих и интеллектуальных способностей молодых читателей;
• разработка и внедрение новых форм интеллектуальных соревновательных мероприятий, проводимых посредствам интернет-сервисов.
Место реализации: общедоступные библиотеки муниципальных образований Краснодарского края.
Дата реализации: с февраля по май 2019 года.
Целевая аудитория: молодые читатели в возрасте от 15 до 18 лет, являющиеся зарегистрированными пользователями общедоступных библиотек Краснодарского края.
Всего участниками краевого интеллектуального кибертурнира «Поколение WWW» стали 1112 человек. За звание лучших боролись 48 команд из 44 библиотек, представлявших 27 муниципальных образований Краснодарского края. Кроме того, согласно статистике электронной площадки «Интеллектуальный кибертурнир «Поколение WWW» в интернете, охват аудитории пользователей сети, которые следили за событиями, новостями и результатами соревнований, составил 8162 посещения.
Команда проекта: сотрудники государственного бюджетного учреждения культуры Краснодарского края «Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И. Ф. Вараввы»:
Быков Роман Сергеевич — библиотекарь 2 категории отдела «Компьютерный читальный зал», автор и администратор проекта;
Пояскова Елена Игоревна — заведующая отделом «Компьютерный читальный зал», руководитель рабочей группы;
Стёпкина Ирина Алексеевна — начальник отдела компьютерных технологий;
Лебедева Ирина Палладьевна — главный библиотекарь отдела комплектования фондов, обработки литературы и организации каталогов;
Четав Маргарита Аслановна — библиотекарь 2 категории отдела «Абонемент», модератор кибертурнира.

Аннотация проекта:
На современном этапе развития общества библиотека играет важную роль в формировании социально-культурной среды для развития интеллектуальных и творческих способностей молодежи. Библиотека — важный социальный институт, один из самых доступных и массовых центров предоставления информации.
Библиотека активно участвует в развитии информационного общества: обеспечивает реализацию прав граждан на свободное получение, распространение и использование информации, удовлетворяет потребности общества в информации, повышает уровень знаний, культуры населения. Для реализации этих задач очень важна роль чтения.
К сожалению, в последнее время мы может наблюдать спад интереса к чтению книг среди молодежи. Книга как объект культуры, источник знаний, средства передачи опыта среди поколений утрачивает свою роль. Появились новые средства получения информации, которые являются альтернативой книге. К таким альтернативным источникам мы относим информационные технологии и интернет.
Но можно ли винить в спаде читательской активности молодежи информационные технологии и интернет? Однозначно — нет! Библиотеки должны принимать информационные технологии и интернет не как «конкурента» и «альтернативу книг», а как дополнительное средство популяризации чтения и продвижения библиотечных услуг.
Для повышения культуры современного человека посредством информации и книги и повышения интереса к чтению необходимо использовать современные информационные технологии и на их основе разрабатывать новые формы взаимодействия библиотеки с молодежью.
В связи с этим Краснодарская краевая юношеская библиотека имени И. Ф. Вараввы решила организовать проект, который опирался бы на интересы молодежи, был современным, инновационным. Проект, который вызвал бы интерес у молодежи, желание участия. Но и в то же время он должен быть эффективным и результативным для самой библиотеки, учитывая ее функции и задачи.
Очень важно было угадать с форматом и тематикой, чтобы заинтересовать молодежь. Мы выбрали формат интеллектуального кибертурнира (соревнования), а его основная тема — IT-технологии в литературе. Тем самым мы объединили интернет и книгу.
Следующим этапом стал выбор платформ и сервисов для соревнований. Для поддержания интереса, конкурентной борьбы, сохранения интриги до финала основной этап кибертурнира решили провести в трех различных уровнях, чтобы у каждой команды сохранился шанс выйти в финал, даже если участники неудачно сыграли в одном из уровней.
На подготовительном этапе, который продолжался с 1 февраля по 15 марта 2018 года, в библиотеках проходило формирование и регистрация команд на электронной площадке кибертурнира. Команды состояли из 5 человек. Координировали их работу библиотекари-кураторы из числа специалистов библиотек.
Основной этап проводился с 15 марта по 12 апреля 2018 года:
1 уровень — викторина-опрос (65 вопросов, связанных с IT-технологиями, на портале https://onlinetestpad. com).
Для проведения первого уровня было опробовано около 10 интернет площадок, затем их число сократилось до 4 (Kahoot; onlinetestpad. com; quizizz. com; quizalize. com). Протестировав виртуальные площадки, мы остановились на onlinetestpad. com. Важную роль в выборе этой площадки сыграла система регистрации и счетчик баллов, а также множество форм создания вопросов (единичный выбор, множественный выбор, ползунок, текстовый ответ, цифровой ответ и т. д.). Расширенные технические возможности данной площадки позволили произвести гибкую настройку параметров викторины: назначение количества баллов за правильный ответ, введение подсказок, ограничение ответа по времени и т. д.
На площадке мы могли сразу после регистрации направлять команде задание по индивидуальной ссылке, подсчет баллов велся программой автоматически, что исключало возможность ошибок в подсчётах баллов и позволило сразу видеть результаты. Ссылка была активна 7 дней, но пройти 1 уровень команда могла только один раз.
2 уровень — виртуальный квест «Гугл ХХ века» (10 литературных заданий по 10 художественным произведениям). Квест проводился на портале izi. travel (https://izi. travel/ru) — сервисе для создания аудиогидов и квестов.
Это был самый сложный уровень. 10 заданий, 10 книг, 10 дней. Каждый последующий пункт квеста становился доступен после успешного выполнения предыдущего. За каждый пройденный пункт начислялся 1 балл.
Пройти квест, не прочитав произведения, было невозможно. В официальной группе турнира в социальной сети «ВКонтакте» заранее был размещен список литературы, по которым организаторами формировались задания квеста. Те команды, которые прочли их заранее, прошли все 10 заданий. И здесь важна была деятельность библиотекарей-кураторов команд, которые координировали и направляли работу ребят.
Подсказкой для команд служили названия точек на карте квеста, указанные там страны и населенные пункты были связаны либо с сюжетами литературных произведений, либо с биографиями их автором.
3 уровень — «Игры разума» (портал https://onlinetestpad. com). Пройти уровень команда могла только один раз. На данном этапе участникам были предложены 3 логические игры:
1) игра «Ребус»: участникам предлагалось разгадать, какое слово зашифровано в ребусе, и записать ответ в текстовое поле. Игра состояла из 5 ребусов;
2) игра «Поиск ошибок в тексте», где необходимо было найти неточности в тексте (фрагменте литературного произведения). Игра состояла из 7 текстовых фрагментов
3) игра «Фраза из букв». Здесь участникам необходимо было составить правильную фразу из предложенного набора букв. Игра состояла из 13 фраз.
Все соревновательные уровни кибертурнира были разными по формату. Здесь важны были знания, внимательность, смекалка и, конечно же, сплоченность и правильная организации работы команд.
Перед организаторами кибертурнира стояла также непростая задача максимально исключить нечестные соревнования. Сложность заключалась в том, что турнир проводился виртуально в режиме реального времени и досконально проследить за тем, кто и как выполняет задание невозможно. Поэтому были предусмотрены и прописаны в положении турнира санкции за нарушения правил, например, за повторное прохождение первого и третьего уровня баллы команды аннулировались. В личном кабинете портала мы видели, какая команда и когда проходит уровень. А временные ограничения на ответ исключили возможности найти ответ в интернете.
Финальный этап (соревнование) кибертурнира состоялся 17 мая 2018 года в режиме видеоконференции в офисах (студиях) ПАО «Ростелеком» в Краснодаре, Новороссийске, Тихорецке. В студиях находились 4 команды, болельщики, а также представители оргкомитета кибертурнира, которые контролировали соблюдение регламента и фиксировали результаты команд.
Для финального этапа была создана электронная викторина в «Microsoft Power Point». Сетка вопросов состояла из 4 категорий по 6 вопросов в каждой. Очередность выбора вопросов определила жеребьевка среди команд. У участников была ровна одна минута, чтобы, посовещавшись, определиться с ответом и записать его на карточке, по истечении минуты все команды открывали карточки, за правильный ответ начислялся 1 балл.
По итогам финального соревнования 2 команды набрали одинаковое количество баллов, поэтому был проведен дополнительный конкурс среди капитанов этих команд, который и определил команду-победителя кибертурнира.
Одна из важных составляющих успеха проекта — информационная поддержка и обратная связь с использованием социальных интернет-сервисов. Для оперативного информирования участников, кураторов, болельщиков команд использовалась официальная группа турнира в социальной сети «ВКонтакте». В группе давались консультации, в том числе технические, публиковались официальные документы, размещались видеоинструкции, фотоотчеты и текущие результаты соревнований. Здесь болельщики поддерживали команды публикациями, а команды видели достижения соперников, что служило дополнительным стимулом в их работе. Также были организованы прямые эфиры в интернет-сервисе «Instagram», где организаторы отвечали на вопросы в режиме реального времени.
Для поддержания стабильной динамики соревнований были продуманны сроки проведения всех этапов, они были не затянуты, но было достаточно времени для выполнения заданий командой, когда ей это удобно. Между уровнями был небольшой перерыв — несколько дней. В это время активные участники могли следить за новостями, общаться в видеоконференциях и получать инструкции и консультации в прямом эфире. За проявленную активность команды получали небольшие бонусы. Например, в прямых эфирах мы делали подсказки, рассказывали об особенностях электронных платформ и специфике их работы, о том, с какими сложностями и ошибками могут столкнуться участники.
Проект вызвал большой интерес, это подтверждается активностью участников. Кибертурнир освещался в различных информационных источниках, в том числе на сайтах библиотек, на официальных сайтах министерства культуры Краснодарского края и администраций муниципальных образований, на региональных радио- и телеканалах, в периодических изданиях.
Успех проекта показал, что он не является «одноразовым» и проводить его в данном формате можно по разным темам, для разных категорий пользователей библиотек. В дальнейшей реализации проекта возможно внедрение и других современных интернет-сервисов.
В 2019 году для кибертурнира нами была выбрана тема финансов и экономики в художественной литературе (краевой молодежный интеллектуальный кибертурнир «#ЧитайПРОденьги»), что не случайно и актуально. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамотно управлять своими денежными средствами. То есть вести учет доходов и расходов, избегать излишней задолженности, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также ориентироваться в сложных продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на основе осознанного выбора. В настоящее время в кибертурнире принимают участие 44 команды.
Реализуя подобные проекты с использованием информационных технологий, библиотека повышает свою популярность среди молодежи, укрепляет статус современного молодежного учреждения.
Партнеры проекта: министерство культуры Краснодарского края; ПАО «Ростелеком».

Приложения.

Финансовые затраты на реализацию краевого интеллектуального кибертурнира «Поколение WWW» в 2018 году

Наименование расходов Сумма

(руб.)

Оплата типографских услуг по изготовлению дипломов для вручения членам команды-победителя и библиотекарю-куратору (формат А4, полноцветная печать) 150,0
Приобретение ценных призов для вручения членам команды-победителя кибер-турнира (USB-флеш-накопитель) 16 250,0
Приобретение ценного приза для вручения библиотекарю-куратору команды-победителя кибер-турнира (USB-флеш-накопитель) 2 999,0
Рамки для дипломов 601,0
ИТОГО 20 000,0

 

Официальные группы кибертурнира в «ВКонтакте»:

 — https://vk.com/pokoleniewww – Краевой интеллектуальный кибертурнир «Поколение WWW». 2018 год

https://vk.com/chitayprodengi — Краевой молодежный интеллектуальный кибертурнир «#ЧитайПРОденьги». 2019 год

Информация о кибертурнире в СМИ, на библиотечных сайтах, сайтах администраций МО Краснодарского края:

http://anapa-dub.ucoz.ru/news/intellektualnyj_kiber_turnir_pokolenie_www/2018-05-21-350 ;

http://ballion.ru/2018/05/поздравляем-победителей-кибер-турни/ ;

http://gorod-novoross.ru/news.php?id=6684

http://www.vpered-kr.ru/raion/actual/6572-2018-05-15-11-31-19.html ;

https://www.kubantv.ru/details/48-komand-uchastvuyut-v-intellektualnom-kiber-turnire-pokolenie-www-na-kubani/ ;

https://bgvesti.ru/43673.html;

https://krd.rus.team/events/item/kraevoj-intellektualnyj-kiber-turnir-pokolenie-www;

http://krasnodar.bezformata.com/listnews/intellektualnogo-kiber-turnira/67519349/;

http://adm-kush.ru/presscenter/news/kushchyevskie-studenty-primut-uchastie-v-kraevom-intellektualnom-kiber-turnire-pokolenie-www/ ;

https://admparkovskoe.ru/novosti/5218-pokolenie-www.html;

http://cityslav.ru/index.php?id=8050 .

Информационный буклет.

Фото:

 


Новости Вологды, а также новости Вологодской области