Елена Лобанкина

Конкурс среди молодых библиотекарей
«Лидер. Создавая будущее»

Елена Лобанкина, редактор НМО Центральной
городской публичной библиотеки им. В. Г. Белинского
МБУК «Централизованная библиотечная
система города Пензы»

(текст представлен в авторской редакции)

Муниципальное бюджетное учреждение
«Централизованная библиотечная система города Пензы»
Центральная городская публичная библиотека им. В. Г. Белинского

ПРОСВЕТИТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
«Книга в нашей жизни. Читаем. Учимся. Познаем».

Проект разработан и реализован с целью актуализации у юных читателей таких качеств, как дружелюбность, взаимопонимание посредством изучения нравственной литературы отечественных и зарубежных авторов.
Цели проекта:
 — воспитание у школьников искреннего интереса к книге и чтению,
— развитие морально-нравственных качеств обучающихся,
 — содействие школьникам в познании собственных личностных качеств и возможностей.
Задачи проекта:
— организовать для школьников знакомство с лучшими образцами литературы, рассматривающей аспект дружбы детей в разных направлениях,
— провести литературно-психологический тренинг, направленный на совершенствование коммуникативных способностей обучающихся,
-провести анализ литературных произведений, А. Линдгрен. М. Твена, А. Гайдара, В. Крапивина, В. Осеевой,
— сформировать у детей навык к формированию и выражению собственных эмоционально-оценочных суждений понятия «дружба»,
-организовать проведение совместного интеллектуального досуга обучающихся.
В качестве базы для реализации проекта использовалась Центральная городская публичная библиотека им. В. Г. Белинского (ул. Кирова, 69). Аудитория — учащиеся 5 класса МБОУ «Гимназия № 53» г. Пензы.

Актуальность проекта:
Преимущество школьного проекта «Книга в нашей жизни. Читаем. Учимся. Познаем» заключается в том, что обучающиеся в ходе его реализации получают возможность не только развить и повысить уровень личностной и читательской культуры, но осваивают новый уровень читательской компетенции — учатся осознавать прочитанное, делать на основе прочитанного собственные выводы, проводить параллель теоретических знаний с их применением на практике.
Кроме того, в помощь обучающимся — новые знания и умения — понимание психологических предпосылок подростковой дружбы, доверительных отношений, и напротив, возможных конфликтов и способов их решения.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в комбинировании различных педагогических приемов и психологических практик к рассмотрению аспекта дружбы, изучение такого важного для любого ребенка понятия именно на основе литературных произведений, содержащих морально-нравственный компонент.
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта будет способствовать искреннему инициированию интереса детей к хорошей литературе, более глубокому пониманию взаимоотношений со сверстниками, укреплению взаимоотношений между одноклассниками, совершенствованию навыков формирования и высказывания собственных суждений.
Сроки реализации проекта: март 2017 года.
Занятия проводятся с периодичностью 1 урок в неделю.

Автор проекта: Елена Лобанкина, редактор НМО ЦГПБ им. В. Г. Белинского.

Занятие № 1. Большая презентация книг о дружбе для детей и подростков «Книга-рассказчик. Дружба в литературе»
Для обучающихся была организована театрализованная экскурсия, в рамках которой ребята познакомились с правилами Книжного дома. Юным читателям рассказали о различных литературных жанрах и о том, какие ценности во взаимоотношениях людей были актуальны в разные времена.
Для юных гостей библиотеки было подготовлено «литературное караоке» — школьникам было предложено вспомнить песни из известных фильмов, в основе которых лежат повести и рассказы о дружбе.
В этот день ребята отлично справились с вопросами литературной викторины, посвященной взаимоотношениям различных книжных героев, обсудили — насколько актуальны эти истории сейчас. Библиотекари провели для школьников развернутый книжный обзор по таким книгам, как: «Бежим отсюда», «Время всегда хорошее» Е. Пастернак и А. Жвалевского, «Приключения Калле Блюмквиста» А. Линдгрен, «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна» М. Твена, «Тимур и его команда» А. Гайдара, «Оруженосец Кашка», «Колыбельная для брата» В. Крапивина, «Динка» В. Осеевой, «Чудак из шестого „Б“» В. Железникова и многие другие. Также школьникам были выданы рекомендательные списки для самостоятельного чтения дома.
Занятие № 2. Литературно-психологический тренинг «Мой литературный герой и я»
В ходе психологического тренинга ребята изучили концепт «дружба», понятие «компромисс», рассмотрели способы взаимодействия участников в малой социальной группе. Познакомились с типами темперамента (в трактовке Г. Айзенка), рассмотрели внешние проявления особенностей поведения сангвиника, холерика, флегматика, меланхолика.
Приобретенные в ходе занятия новые знания и умения применили на практике, закрепив навык определения темперамента на примере литературных героев известных сказок и детских рассказов.
Кроме того, ребята плодотворно поработали над выработкой таких качеств, как деликатность, способность к самоконтролю и самоанализу во взаимоотношениях с окружающими в процессе таких упражнений, как «Горячий стул», «Дерево дружбы», «Исключи лишнее», «Я и мой друг».
В классе было проведено тестирование на определение типов темперамента обучающихся.
Занятие № 3. Литературный альманах «Вечные ценности на страницах добрых книг»
В ходе занятия ученикам 5-«Б» класса МБОУ «Гимназия № 53» было предложено оценить актуальность темы предложенного литературного произведения, рассматривающего аспекты взаимоотношений между подростками в разные времена, выразить свое эмоционально-оценочное отношение к прочитанному.
Ребята с увлечением рассказывали о своих любимых литературных героях, о тех чертах персонажей, которые вызывают у них уважение.
В ходе дружеской беседы пятиклассники рассуждали над тем, каких качеств сейчас не хватает современным друзьям, какое влияние на живое общение между детьми и подростками оказывает Интернет, виртуальный формат взаимодействия. В ходе занятия были обсуждены такие явления, сопровождающие порой подростковые взаимоотношения, как непонимание, отчужденность, неприязнь, предательство. Поговорили о том, как сохранить дружбу на долгие годы, находить силы и время для поддержки добрых отношений с окружающими. В этот день ребята активно работали с предложенной ранее для прочтения литературой. Проанализировав прочитанное, каждый из участников проекта написал письменную работу о понравившемся произведении.

Занятие № 4. Литературная игра «Дружба — это ценный дар»
В ходе заключительного занятия для ребят была организована интерактивная литературная игра «Дружба — это ценный дар», в рамках которой ребята рассуждали над такими понятиями, как «командная работа», «командный дух», вспомнили русские пословицы и поговорки на эту тему.
Библиотекари подготовили для детей конкурсную программу по мотивам известных книг, таких как: «Тимур и его команда» А. Гайдара, серии книг английской писательницы Дж. Роулинг о Гарри Поттере и многие другие. Пятиклассники закрепили навыки по восприятию прочитанного, соотнесению книжных знаний с реальными ситуациями из жизни.
В этот день каждый из ребят рассказал о своей творческой работе, выполненной в рамках проекта «Книга в нашей жизни. Читаем. Учимся. Познаем».
Результаты: В рамках активной деятельности учащихся были достигнуты основные цели проекта. Изучение лучших образцов литературы для детей и подростков с использованием игровых приемов, самостоятельной исследовательской работы в малых группах способствовали развитию у пятиклассников искреннего интереса к чтению книг, работе с литературными произведениями, содержащим морально-нравственный компонент. Ребята убедились в том, что отечественные и зарубежные писатели всегда уделяли отдельное внимание дружбе в своем творчестве, стараясь раскрыть для юных читателей самые важные моменты её природы.
Изучение произведений таких писателей, как Л. Чарской, В. Драгунского, Е. Андреевской, В. Железникова, Е. Пастернак и А. Жвалевского, В. Крапивина, В. Осеевой и многих других позволило ребятам осознать, что такие личностные качества, как сострадание, готовность помочь ближнему, отзывчивость были актуальные во все времена.
Кроме того, в рамках проекта был организован совместный интеллектуальный досуг ребят, который позволил им по-новому посмотреть на отношения друг к другу.

 

Новости Вологды, а также новости Вологодской области