Межрегиональный конкурс эссе
«Достоевский и современность»,
посвящённый 200-летию со дня рождения великого русского писателя
15 февраля — 15 октября 2021 года
ПОЛОЖЕНИЕ ЗАЯВКА РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ
Жолудь Виктория Леонидовна,
МОУ «Школа № 113 г. Донецка»,
ДНР.
(Текст опубликован в авторской редакции)
ВСЕЛЕННАЯ? ДА, ЕЩЁ ОДНА
О, современность! Всем понятное, близкое по времени и духу, но настолько чужое слово. Ребёнок в коляске – современник, бабушка на лавочке – современник, юноша за компьютером – современник. Сколько их? Почти восемь миллиардов? Что их интересует? Каждого – своё. Есть, конечно, проблемы, касающиеся всего человечества, но в этом случае мы эти восемь миллиардов сводим к серой массе, забывая о личности каждого. А ведь у каждой этой личности есть свои потребности, желания, проблемы. И все они разные.
Достоевский – это бренд. И пусть сегодня русскоязычному населению планеты Земля он известен скорее благодаря тому, что его роман «Преступление и наказание» по-прежнему изучается в школе, почитателей творчества писателя хватает.
Единицы впервые знакомятся с творчеством Ф.М. Достоевского самостоятельно. Это объясняется либо авторитетом мастера в определённых кругах, либо случайностью. Сегодня Достоевский не является модным автором, но, как и у любого мастера, у него есть постоянный круг читателей, понимающих его.
Ф.М. Достоевский писал о людях. Не о тех, которых мы видим через стекло, часто не слыша их голоса. А ведь это большая проблема современности – прозрачная скорлупа, эгоизм, который позволяет жить комфортно, отгораживаясь от всего остального мира. То есть, во времена Достоевского этого не было? А что тогда заставляло Мармеладова пьянствовать? Не желание ли забыться и уйти от проблем? И это только маленький пример того, насколько творчество Достоевского актуально сегодня.
Злимся ли мы на кого-то? Кому знакомо это чувство? Всем. Да и то, что воплотил в жизнь Раскольников, каждый из нас, если не произносит, то слышит очень часто: «Убил бы». Принятое ругательство, высшая степень негодования. Пойдут ли убивать? Нет. Да и Раскольников не пошёл бы, это только стечение обстоятельств.
А кто из нас, чтобы кому-то было приятно или не возникли неприятности, не переступал через себя? В детстве это, например, нелюбимая каша, которую едим через силу «за маму, за папу», поступление в вуз на специальность, к которой не лежит душа, поздравление с днём рождения, потому что так нужно. А ведь, по сути, об этом говорил Ф.М. Достоевский в образе Сонечки Мармеладовой, только жертва её была несколько иной, хотя и в наше время подобного хватает.
Любой образ из любого романа писателя – это привычные намлюди, в которых мы часто видим себя самих. Увидевшие и не желающие признавать это отвергают написанное, пропустившие через себя на всю жизнь становятся почитателями таланта Достоевского.
Достоевский – это мир без границ, без временных ограничений, это вселенная, и только благодарному читателю дано понять её глубины.